Центральная Азия - особое направление внешней политики Японии. Рецензия на книгу О.А. Добринской «Стратегия Японии в Центральной Азии: политическое, экономическое и культурное измерение»
Published: Dec. 1, 2021
Latest article update: Feb. 1, 2023
В статье содержится анализ монографии О.А. Добринской «Стратегия Японии в Центральной Азии: политическое, экономическое и культурное измерение» с точки зрения её научного уровня и практической значимости. Даётся оценка вклада автора в изучение данной темы, подчеркивается её научная добросовестность, рассматриваются отдельные наиболее важные положения работы, высказываются некоторые критические замечания.
Keywords
«мягкая сила», Япония, внешняя политика, Центральная Азия, экономические связи
В 2020 г. Институтом востоковедения РАН была выпущена монография О.А. Добринской «Стратегия Японии в Центральной Азии: политическое, экономическое и культурное измерение» [Добринская]. Центральноазиатское направление внешней политики Японии нечасто попадает в сферу научных интересов российских исследователей, и монография О.А. Добринской удачно восполняет этот пробел.
Монография носит комплексный характер. В ней рассмотрены не только этапы развития политической стратегии Японии в отношении стран Центральной Азии, но и экономические связи, и гуманитарные контакты. Монография настолько насыщена информацией, что в каком-то смысле её можно назвать энциклопедией отношений Японии со странами Центральной Азии.
В целом монографию можно считать большим успехом автора. Книга свидетельствует не только о знании О.А. Добринской теоретических основ современной политологии, хитросплетений мировой политики, специфики японской модели принятия политических решений, но и о её научной добросовестности, которая проявляется в тщательном анализе множества цифр и фактов, почерпнутых из обширного круга самых разнообразных источников.
Представляется, что использованная автором дробная структура монографии, а именно разделение каждой главы на несколько подразделов - весьма удачное решение. Такая структура облегчает восприятие обширного, насыщенного информацией материала, позволяет читателю в случае необходимости обратиться непосредственно к интересующим его темам и проблемам. Более глубокому пониманию исследуемых автором процессов способствует взятый ею на вооружение проблемно-исторический подход, при котором
рассматриваемые проблемы вплетаются в историческую канву, излагаются в хронологической последовательности.
Хотя книга представляет собой научный труд, она написана достаточно лёгким для восприятия языком и поэтому может быть интересна для весьма широкого круга читателей.
Научную планку исследования задаёт Введение. В соответствии с традициями академических работ в нём рассматриваются различные теоретические подходы, применяемые в современной политологии к анализу процессов, подобных тем, которые исследует автор. В нём также отражены точки зрения как отечественных, так и зарубежных специалистов относительно особенностей внешней политики Японии в целом и её стратегии в отношении Центральной Азии - в частности. В то же время логично и последовательно О.А. Добринская излагает собственное видение исследуемых процессов. Она подробно анализирует ситуацию, сложившуюся в этом регионе в результате распада СССР, показывает, какой сложный клубок проблем и противоречий возник здесь вследствие этого тектонического сдвига в геополитическом ландшафте.
Автор указывает на то, что изучение происходящих в Центральной Азии процессов, в частности, политики зарубежных государств в этом регионе, имеет особое значение с точки зрения национальных интересов России. В этом очевидном тезисе заключается практическая значимость монографии О.А. Добринской.
В первой главе монографии рассмотрены основные этапы развития политических отношений между Японией и странами Центральной Азии, начиная с момента их образования в качестве независимых государств. При этом автор вплетает анализ этих отношений в более широкий контекст - в контекст сложного переплетения интересов как ведущих мировых держав, так и региональных государств. Как отмечает автор, на первом этапе ввиду неожиданности и стремительности произошедших на геополитической карте мира перемен у большинства крупных государств отсутствовало чёткое видение стратегии в выстраивании отношений со странами региона. Страны Центральной Азии не представляли тогда особого интереса в качестве самостоятельного и сколько-нибудь значимого субъекта мировой политики, а воспринимались лишь как часть огромного Евразийского пространства, дестабилизация и дезинтеграция которого несла в себе очевидные угрозы безопасности и стабильности для всего мира. Однако сами страны Центральной Азии с момента обретения независимости стали искать собственные пути развития, стремясь занять своё положение и в мировом политическом пространстве. Россия на этом этапе практически отвернулась от этого региона, Китай ещё не был готов к какой-либо активной деятельности здесь. Страны Запада хотя и проявляли некоторый интерес к Центральной Азии, но он был обусловлен, прежде всего, желанием отдалить её от России. Что же касается Японии, то на этом этапе она неожиданно оказалась наиболее активным партнёром центральноазиатских государств.
Отсылая читателя к самой книге, где подробно излагается история начального этапа отношений Японии со странами региона, отметим следующие выделенные автором моменты. Хотя Япония обратила внимание на страны Центральной Азии вследствие распада Советского Союза, тем не менее, с самого начала именно к этим государствам она демонстрировала особое отношение. Они стали для неё площадкой для реализации внешнеполитических инициатив в новых геополитических условиях, для апробации новых возможностей с целью усиления своей роли в мировой политике. При этом, как отмечает автор, эту задачу облегчало то обстоятельство, что отношения Японии с этими странами не
были отягчены территориальными спорами, а кроме того, их сближению способствовал такой фактор, как расовая близость (азиатская идентичность), который японская дипломатия успешно использовала. Успеху японской дипломатии в регионе содействовало и умение Японии строить свои отношения с этими странами с учётом специфики формировавшихся в них режимов, т е. с учётом их «восточной специфики».
Необычным в отношениях Японии со странами региона стало и то, что на этом этапе её экономические интересы, в частности в плане доступа к энергетическим ресурсам региона, практически не просматривались. И даже помощь по линии ОПР, которая в других регионах обычно «мостила» путь для прихода японского бизнеса, здесь скорее работала на формирование её репутации «бескорыстного партнёра центральноазиатских стран».
Как показано в последующих разделах первой главы, постепенно присутствие Японии в регионе становилось всё более зрелым и разнообразным. При этом автор удачно увязывает анализ этого процесса с рассмотрением изменений, происшедших в отношении к странам региона со стороны западных держав, крупных азиатских государств, прежде всего Китая, а также с ростом внимания к ним России. Особенно заметными стали эти изменения после событий сентября 2001 г., повысивших геополитическую значимость региона в плане обеспечения безопасности и борьбы с терроризмом. Автор справедливо подчёркивает особую роль созданной в 2003 г. структуры «Диалог Центральная Азия - Япония», который вывел присутствие Японии в регионе на качественно новый уровень, превратив её, по сути, в «важного участника формирования дальнейшей судьбы региона». Автор последовательно рассматривает инициативы и проекты, которые Япония предлагала государствам Центральной Азии, в том числе и те, которые она выдвигала с целью сдержать рост влияния Китая (и в меньшей степени - России), описывает взаимные визиты и встречи лидеров и высших должностных лиц, подчёркивая особую значимость, которая придаётся в азиатских странах налаживанию личных контактов. В этой же главе выделены основные формы сотрудничества между Японией и государствами Центральной Азии, которые более детально рассмотрены в следующих двух главах.
В целом из обширного информационного и аналитического материала первой главы можно сделать следующий вывод. В регионе, где переплелись интересы самых разных игроков, Япония смогла занять свою особую нишу, наладить устойчивые дружественные отношения со странами региона, найти в их лице сторонников тех инициатив, которые она продвигает в международных организациях с целью повысить свою роль в мировой политике. Как отмечает О.А. Добринская, устойчивые отношения с Центральной Азией можно занести в актив японской дипломатии, и материалы первой главы дают веские основания для такого вывода.
Вопросы экономического сотрудничества между Японией и странами Центральной Азии, в общих чертах рассмотренные в первой главе, получают более детальное освещение во второй главе монографии. Отмечая, что в целом экономические связи Японии с регионом выглядят довольно скромно, автор, тем не менее, подчёркивает, что они поступательно развиваются, а её взаимодействие с некоторыми из них приобрело уже довольно зрелый характер. Судя по изложенному в главе материалу, можно сделать вывод, что развитие экономических связей Японии с Центральной Азией в принципе происходит по схеме, которую она лет 30-40 назад использовала применительно к странам Юго-Восточной Азии. На первых этапах решающую роль играет помощь развивающимся странам по линии ОПР, затем начинается проникновение в регион частного капитала, причём крупные частные проекты обычно осуществляются либо при участии государства, либо под его гарантии, а мелкие и средние предприятия приходят позже, когда бизнес-среда становится более безопасной и комфортной. При этом в Юго-Восточной Азии Япония всячески стремилась содействовать экономической интеграции стран региона с целью расширения внутреннего рынка, а, следовательно - и возможностей для японского бизнеса. Применение этой схемы в Центральной Азии, как отмечает автор, имеет свои особенности. Это географическая удаленность и отсутствие удобных транспортных путей, нестабильная ситуация в соседнем Афганистане, ограниченные размеры внутреннего рынка, недостаточно проработанная правовая база и не слишком благоприятный инвестиционный климат. Как показывает автор, вплоть до последних лет ОПР продолжала играть решающую роль в развитии экономических связей Японии со странами региона, а в наиболее бедных государствах (прежде всего, Таджикистане) она по сути остается единственным каналом таких связей. Как известно, особенностью структуры японской ОПР является преобладание льготных кредитов при крайне незначительной доле грантов. В целом такая структура характерна и для Центральной Азии, хотя из-за значительных различий в уровне экономического развития модели предоставляемой им японской ОПР выглядят по-разному. Так, если Казахстан уже сам стал донором (в 2015 г.), то Таджикистану помощь предоставляется в основном в виде грантов, т е. на безвозмездной основе. Хотя малый бизнес Японии в Центральную Азию, по сути, так и не пришёл (в отличие от Китая и стран АСЕАН, где действуют тысячи мелких и средних японских фирм), японские крупные компании постепенно осваивают экономическое пространство региона. Автор приводит ряд примеров создания крупными японскими компаниями предприятий в странах региона (в основном в сфере разработки и добычи полезных ископаемых), но отмечает при этом, что объёмы японских инвестиций и взаимной торговли пока ещё выглядят весьма скромно. За исключением Казахстана, отношения с которым можно назвать двусторонним сотрудничеством, с остальными странами экономические связи опираются на помощь Японии по линии ОПР. Кредиты по линии ОПР в основном идут на восстановление и модернизацию объектов транспортной инфраструктуры (аэропортов, мостов, автомобильных и железных дорог), систем водоснабжения, а также на переоснащение и создание объектов энергетической инфраструктуры. Иными словами - на создание базовых условий, необходимых для экономического развития региона, и стимулирование интеграционных процессов.
Много внимания автор уделяет роли государства в налаживании контактов между японским бизнесом и руководством стран региона, отмечая, что с самого начала японское государство стало движущей силой развития экономического взаимодействия, подталкивая и стимулируя частный бизнес к большей активности, инициируя создание разного рода организационных структур. Интерес представляет материал о распределении между крупными японскими компаниями «зон ответственности» за деловые связи с той или иной страной, о роли личных отношений между лидерами японского бизнеса и представителями региональной элиты в развитии сотрудничества и т.д.
Отдельный раздел второй главы посвящен анализу страновых особенностей экономического сотрудничества Японии с Центральной Азией. Здесь получают дальнейшее развитие сюжеты, рассмотренные в общих чертах в предыдущих разделах. Этот раздел изобилует множеством цифр и фактов, отражающих особенности экономического
взаимодействия Японии с каждой из пяти стран, и в целом автору удалось показать, насколько по-разному обстоят дела в различных странах. Нужно отдать должное трудолюбию автора, которой удалось собрать огромный фактологический материал, но на наш взгляд, он присутствует здесь даже в избытке. Что касается цифрового материала, то он вызывает ряд претензий. Когда автор говорит об ОПР или о японских инвестициях, следует указывать, о чём именно идёт речь - о накопленном объёме или о годовом притоке. Небрежно оформлена табл. 2 «Показатели экономического взаимодействия Японии со странами Центральной Азии» (с. 264-265), и это досадно, так как она могла бы быть наглядной иллюстрацией всего того, о чём говорилось в разделе о страновых различиях.
Большой интерес - как исследовательский, так и практический - представляет заключительный раздел второй главы «Взаимодействие с третьими странами: сотрудничество или соперничество». Рассматривая стратегии продвижения на рынки стран Центральной Азии основных игроков - Китая, Индии, Южной Кореи, Турции - и характер взаимодействия Японии с этими странами, автор приходит к следующему выводу. Япония, с одной стороны, стремится более решительно отстаивать свои экономические интересы в регионе (прежде всего, интересы к его энергетическим ресурсам), а с другой - вынуждена искать возможности их сопряжения с интересами других игроков. Автор приводит примеры взаимовыгодного сотрудничества в регионе с наиболее могущественным соперником - Китаем, отмечает трудности в налаживании такого взаимодействия с Южной Кореей, а наиболее удачным примером называет опыт многолетнего сотрудничества Японии с Турцией.
Третья глава монографии посвящена рассмотрению гуманитарных связей Японии со странами региона. Очевидно, что в отличие от экономического сотрудничества успехи японской дипломатии на этом направлении трудно измерить какими-то конкретными показателями. Но по прочтении этой главы создаётся впечатление, что в налаживании гуманитарных контактов со странами региона Япония более чем преуспела. При этом автор подчёркивает, что и в этой области ей приходится конкурировать с Китаем, Россией, азиатскими региональными державами, имеющими здесь и политические, и экономические интересы.
Целью гуманитарного сотрудничества является завоевание симпатий местного населения и элиты для облегчения достижения политических и экономических целей. В Центральной Азии, как и в других регионах, Япония использует для этого свою «мягкую силу». Автор подробно рассматривает инструментарий японской «мягкой силы», приводит множество примеров её успешного применения в странах Центральной Азии. Вполне обоснованно, на наш взгляд, автор включает в инструментарий «мягкой силы» ОПР, предоставляемую в виде грантов и направляемую на решение острых социальных проблем. Успешному наращиванию популярности Японии в Центральной Азии способствует умелое использование японской дипломатией тезиса о культурно-исторической близости между нею и странами региона, фундамент которой был заложен ещё во времена Великого шёлкового пути. Усилия, предпринимаемые на официальном уровне, дополняются активностью японских учёных, деятелей культуры, НПО. В целом население региона доброжелательно и уважительно относится к Японии, воспринимая её как миролюбивое, дружеское государство, обладающее развитой экономикой и высокими технологиями.
Очевидно, что третья глава потребовала от автора больших усилий в плане сбора и обработки огромного массива фактических данных. И хотя с точки зрения изложения материала можно было бы отметить такой недостаток, как повторы некоторых тезисов, в целом глава читается с большим интересом. В ней рассматривается целый ряд сюжетов, которые российским читателям практически неизвестны (например, о японских военнопленных, об истории изучения Центральной Азии в Японии, о японских учёных и деятелях культуры, чьи судьбы оказались неразрывно связаны со странами региона и т.д.).
В Заключении автор суммирует основные выводы, содержащиеся в главах, рассматривает сильные стороны японской дипломатии в Центральной Азии, опираясь на которые, она умело выстраивает свою стратегию в этом регионе. Как заключает автор, «Япония ищет пути ограниченного укрепления своих позиций в регионе в пределах, необходимых для эффективной реализации своих внешнеполитических инициатив и обеспечения экономических интересов, которые не приведут к обострению её отношений с соседями, имеющими жизненно важные интересы в этой точке земного шара».
Завершая рецензию, хочется ещё раз повторить, что О.А. Добринская проделала огромную работу, результатом которой стала интересная, насыщенная самой разнообразной информацией книга, которая охватывает практически все вопросы, связанные с реализацией стратегии Японии в Центральной Азии. Эта книга, помимо научной составляющей, имеет и очевидную практическую значимость, которая ещё больше возросла в свете недавних событий, происшедших в Афганистане. На наш взгляд, она может быть полезна не только российским ученым и дипломатам, но и их коллегам из стран Центральной Азии, а также и из Японии.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Добринская О.А. Стратегия Японии в Центральной Азии: политическое, экономическое и культурное измерение / отв. ред. Д.В. Стрельцов. М.: Институт востоковедения РАН. 2020. 416 с. ISBN: 978-5-907384-27-9