Загрузка...

Эта статья опубликована под лицензией Creative Commons и не автором статьи. Поэтому если вы найдете какие-либо неточности, вы можете исправить их, обновив статью.

Загрузка...
Загрузка...

Социокультурное пространство города как ресурс развития туристской дестинации Creative Commons

Link for citation this article

Семенова Людмила Валерьевна,

Мутавчи Еликанида Павловна

Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса, Год журнала: 2017, Номер 3(3), С. 65 - 73

Опубликована Янв. 1, 2017

Последнее обновление статьи Сен. 21, 2022

Эта статья опубликована под лицензией

License
Link for citation this article Похожие статьи

Аннотация

Развитие туризма в различных регионах России сегодня представляет большой интерес для России. Разрабатываются концепции развития туризма, как в центральных регионах России, так и в удаленных от центра районах, ведется строительство туристских кластеров на Алтае; город Москва развивается как успешный центр туризма. Успешные технологии, примененные в нескольких пилотных туристско-рекреационных кластерах Российской Федерации (туристско-рекреационный кластер «Абрау-Утриш», сеть автотуристских кластеров «Можжевеловая роща», «Лермонтово», «Горячий Ключ» в Краснодарском крае, туристско-рекреационный кластер «Плес» в Ивановской области и др.), предполагается распространить на все перспективные с точки зрения развития внутреннего и въездного туризма регионы страны, обеспечивая ускоренный возврат как государственных, так и частных инвестиций. Калининградские власти также стремятся к интенсивному развитию туристского направления на территории города и области. Одна из важнейших задач для Калининградской области и города Калининграда на сегодняшний день – развитие успешной туристской дестинации. На это есть основания: город обладает своеобразными культурными аттракциями, необычной историей, уникальной атмосферой. Калининград позиционируется как исторический город, как современный город, культурный город. По мнению авторов, для успешного развития туризма в городе Калининграде необходимо тщательно исследовать ресурсы городской культуры и провести необходимую трансформацию городского социокультурного пространства.

Ключевые слова

Ценности, продвижение, городской туризм, туристская дестинация, социокультурное пространство города, символы



Социокультурное пространство города представляет собой сочетание внешней городской среды, выраженной в уникальной архитектуре, памятниках,  ландшафтно-парковых комплексах, другими словами, в любых внешних атрибутах городской жизни человека, а также внутреннего мира города: характера жителей, их ценностных установок и целей и т. д. Именно социокультурное пространство города придает ему уникальность,  наличие неповторимой городской атмосферы, которая является одним из важнейших объектов туристского притяжения.


Вследствие стремительного роста и развития туристского пространства изменился и сам тип туриста: сегодня в процессе путешествия человек стремится не только и не столько ознакомиться с культурными артефактами дестинации, но получить личное впечатление о месте посещения, получить неповторимое переживание, соприкоснуться с атмосферой места. Как отмечает Н.А. Колодий, «в контексте современных тенденций к культуре начинают относиться как к самому мощному ресурсу экономики желаний, как сильному и почти реальному актору, инициирующему новые жизненные практики» [1]. В результате подобного познания туристом культуры территории, творческого взаимодействия человека и места в сознании личности возникает неповторимый, индивидуальный образ дестинации. Если рассматривать процесс туризма с этой точки зрения, то становится очевидным, что в современном процессе путешествия на первый план выходит особый психологический климат дестинации, ее неповторимость, уникальность, то есть ее социокультурное пространство.


Пространство жизни человека несомненно оказывает влияние на общую картину мира, и поэтому для организации благоприятного социокультурного пространства необходимо, чтобы человека окружала визуальная среда, где он будет чувствовать себя комфортно и свободно, а также будет испытывать эстетическое удовольствие. Таким образом, необходимо проектировать современную городскую архитектуру с учетом необходимого человеку жизненного пространства.


В. А. Филин [2] предлагает привлекать к организации городской среды ученых-видеоэкологов, врачей, психологов и других специалистов для создания наиболее комфортных условий проживания человека, а также составлять специальные карты города, на которых будут отмечены наиболее неблагоприятные городские районы, жизненную среду которых необходимо преобразовать с точки зрения видеоэкологии. Вариантами решения проблемы могут быть: озеленение городских улиц, декорирование городских сооружений, поддержание в надлежащем состоянии памятников архитектуры города и т. д.


Другой интересной концепцией преобразования социокультурного про­странства города в контексте нашего исследования представляется концепция «креативного города» Чарльза Лэндри, где исследователь отмечает необходимость организации городской среды таким образом, чтобы творчество царило в городе. Причем, под творчеством Чарльз Лэндри понимает не только художественное творчество, а творческий подход к жизни. Так, по мнению исследователя, творческим может быть и бизнесмен, сочетающий финансовую выгоду производства с социальной ответствен­ностью, чиновник, который с изобретатель­ностью борется с несообразностями бюрократического аппарата и пр. Город, основной движущей силой развития которого является творчество, по мнению Ч. Лэндри, сам становится выдающимся произведением искусства. Город же, в котором творчество затухает, постепенно приходит в упадок [3].


Организацию творческого городского пространства необходимо начать с решения следующих задач: укрепление городской идентичности, актуализация уже существующего природно-культурного насле­дия с целью его сохранения и устойчивого развития, осознания механизма интеграции предпринимательства в городскую среду с целью улучшения ее качества.


Благоприятное влияние на социокультурную среду города могут оказать  также  следующие меры:



  • создание в городе пространства для творческого эксперимента (например, отдельного квартала, в котором поощряется инновационное мышление);

  • оценка достижений города в сравнении с его аналогами и конкурентами;

  • поощрение таких качеств, как стремление к лидерству, авантюризм, готовность к риску, соревновательный дух у жителей города;

  • создание в городе атмосферы, в которой будут поощряться дебаты и сетевое сотрудничество;

  • организация «фирменных» событий в городе и др.


Несмотря на кажущиеся на первый взгляд различия представленных выше научных подходов преобразования городского пространства через творчество и красоту, они по сути родственны друг другу, так как апеллируют к важнейшей потребности человека – получать полноценные впечатления от каждого прожитого дня, что касается как внешнего, так и внутреннего облика городского пространства. Более того, при изменении облика города меняется и картина мира его обитателей, и наоборот, внесение элемента творчества в социокультурную среду города влечет за собой неизбежную трансформацию внешнего облика города. 


Трансформация социокультурного прост­ранства города предполагает выявление интересной особенности данного города и ее дальнейшую творческую разработку. Также следует продумать, каким образом с помощью туристских аттракций (как уже созданных, так и потенциальных) можно интересно подчеркнуть обнаруженную особенность в стенах города. Это послужит выявлению уникального концептуального единства идеи города и средств ее выражения – туристских аттракций. Город при этом предстает перед нами как живое существо, обладающее как духовным (идейным) планом, так и физическим (свойственные данному городу туристские аттракции, в том числе особенная архитектура, наличие набережных, фонтанов, парков и т. д.). Как целостное живое существо, город обретет «лицо» (свой собственный бренд, свою собственную символику, известную за пределами города), явной станет его энергетика – особая городская атмосфера, что послужит привлечению посетителей, желающих познакомиться с городом.


Городское социокультурное пространство – это продукт взаимодействия таких элементов, как коммуникация, информация, символы, ценности и социум. Социокультурное пространство – это как духовная жизнь города, так и ее внешнее выражение в артефактах городской жизни, объектах туристского показа. Именно благодаря социокультурной среде города рождается своеобразная городская атмосфера. Благодаря социокультурной среде город обретает «лицо», становится самим собой. Поэтому при развитии городского туризма необходимо учитывать особенности городского социокультурного пространства, чтобы при необходимости трансформировать их, использовать и творчески обыгрывать в процессе развития как самого города, так и туризма в нем [5].


Резюмируя вышеизложенное, необходимо отметить, что социокультурное пространство города – это огромный ресурс для повышения туристской привлекательности туристской дестинации, что было успешно использовано в развитии, например, европейских городов. Так, небольшой норвежский город Керенс, ничем не примечательный ранее, с единственной особенностью – географическим положением (город расположен на севере Норвегии, на границе с Россией) стал транзитным  для российских туристов. Органы местной власти стали приглашать российских артистов оперы и балета выступать в пустых залах заводов и старого локомотивного депо. Проект стал успешным, и город Керенс теперь называют «местом встречи России и Норвегии», а туристы планируют свой путь таким образом, чтобы остановиться в этом необычном городе. Этот пример наглядно характеризует влияние трансформации социокультурного пространства города на увеличение туристических потоков.


Калининград также обладает значительным историко-культурным потенциалом, что обусловливается его историческим развитием.


Калининград образовался из трех абсолютно самостоятельных городов:  Альштадта (Старого города), строительство которого началось в 1270 году; Нойштадта (Лебенихта-Липника), основанного в 1300 году и Кнайпхофа, возникшего в 1327 году, в западной части одноименного острова. Само название Кёнигсберг принадлежало только замку, выстроенному на горе, чье название потом распространилось и на города, располагавшиеся рядом с крепостью. Только в 1724 году они объединились в город Кёнигсберг [4]. 


За период своего существования город пережил большое количество трансформаций, связанных как с историческими личностями (например, Фридрих Вильгельм), так и великими учеными, работавшими в Альбертине (И. Кант, Ф. Бессель и пр.).


Современное развитие Кёнигсберг получил после окончания Второй Мировой войны, в результате которой по решению Потсдамской конференции третья часть Восточной Пруссии со столицей – городом Кёнигсберг, перешла бывшему СССР, а 7 апреля 1946 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об образовании Кёнигсбергской области в составе РСФСР (с 4 июля 1946 года была образована Калининградская область, а Кёнигсберг переименован в город Калининград).


Долгое время его восстанавливали практически из руин и в настоящее время Калининград – крупный морской незамерзающий порт, город-сад и областной центр, новый облик которого сочетает в себе красоту и таинственность старинных зданий с современной архитектурой. Отдаленность от России и близость европейских стран наложили свой отпечаток на развитии региона.


В рамках нашей работы было проведено исследование социокультурного пространства города Калининграда, результаты которого представлены ниже. Так, на вопрос: «Какие эмоции вызывает у Вас Калининград?» местные жители отметили вдохновение, интерес, умиротворенность, и восхищение, а туристы, в первую очередь, отметили интерес (рис. 1).






Если проранжировать основные ассоциативно-эмоциональные впечатления местных жителей и туристов – они несколько различаются. Если местные жители отмечают  архитектуру (дома), уют и спокойствие, а также исторические и природно-климатические особенности города, то туристы в первую очередь отмечают жизнь и молодость города, а также влияние геополитического положения на его европейский облик (рис. 2).




Жители Калининграда отметили уютную (30,1%), спокойную (28,1%) и добрую (16,7%) атмосферу. Только 2,3%, считают, что в Калининграде тревожно. Аналогичного мнения придерживаются  и гости города (рис. 3).



Атмосфера Калининграда и существующие ресурсы были достойно отмечены гостями, что видно из рис. 4. Причем, гости города оценили потенциал города более высоко, чем местные жители. Только 18,8% жителей г. Калининграда оценивают возможность отдохнуть на «отлично» в противовес 44,7% гостей.







Вышеуказанные данные подкрепляются мнением жителей Калининграда, которые критикуют городской транспорт и нехватку мусорных контейнеров в городе, а также считают, что в Калининграде нужно построить аквапарк и улучшить уровень сервиса. Среди предложений также высказывались пожелания увеличить зеленые зоны, разместить указатели на английском языке, запретить точечное строительство и, главное, «нужно сформировать единое туристическое пространство в городе».


Согласно социологическому опросу, самыми популярными среди местных жителей, независимо от возрастной категории, являются парки города Калининграда (91,1%). На втором месте кинотеатры (72,4%), которые также доступны для любой возрастной категории. Развлекательные центры (54,7%) и культурные события (37,9%) в основном посещает молодежь. Спортивные сооружения (20,2%) и музеи (21,7%) не пользуются большой популярностью у горожан (рис. 5).




Как было отмечено выше, город Калининград обладает собственным самобытным социокультурным пространством. Гости и жители города ощущают старину зданий, которые обладают собственной неповторимой атмосферой.


Необычная атмосфера, особый дух города складывается из множества факторов, формируется веками. Поэтому при рассмотрении социокультурного пространства города имеет смысл исследовать не только сегодняшнее «лицо» города, но и его развитие в веках. Диахронический подход даст возможность как можно глубже понять душу Калининграда и его обитателей. Рассматривая развитие социума, коммуникаций и информации, символов и ценностей города с историко-культурной точки зрения, мы получаем богатую фактами основу для развития Калининграда как туристской дестинации. Посредством социологического опроса нами были выявлены основные черты социокультурного пространства города Калининграда. Однако для разработки проекта развития Калининграда как туристской дестинации необходимо ознакомиться с особенностями городского социокультурного пространства более детально, что будет предметом наших дальнейших исследований.


В результате проведенного исследования можно сказать, что в ходе культурно-исторического пути, пройденного Калининградом с момента основания и до наших дней, в городской культуре сформировались определённые черты, которые характерны для данной культуры, считаются положительными в парадигме сознания жителей города, а так же влияют на атмосферу самого города.


Таким образом, можно сделать вывод, что в контексте экономики впечатлений переосмысляется само понятие «город», поскольку не город как некое место привлекает людей, а город как жизненная среда, характерной чертой которой является существование особой неповторимой атмосферы. А объекты туристского показа (архитектура, памятники, музеи, галереи, театры и т. д.), городские жители, с присущей им одним манерой поведения, характерная для города природная среда и т. д. являются составляющими особой целостной городской среды.


В заключении хотелось бы отметить, что, посещая конкретный город, турист стремится не столько посетить определённое место, сколько быть включённым в определенную жизненную среду, принять активное участие в особом процессе коммуникативного взаимодействия с определённой социокультурной средой. Возрастающий интерес к посещению городов, а также иной взгляд на саму сущность города дали возможность к выделению новой формы путешествия – городского туризма. 




Список литературы


1. Колодий, Н. А. Культура как ресурс экономики ощущений // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 4 (16).
С. 94-102. URL:  http://sun.tsu.ru/mminfo/000063105/phil/16/image/16-094.pdf (дата обращения 10.09.2017). 


2. Филин, В. А. Основы видсоэкологии.  М., 1999.


3. Лэндри, Ч. Креативный город. М. : Классика-XXI, 2011.


4. Кулаков, В. И. Дорогами Ульмеригии: исторический путеводитель. Калининград : Промышленная типография «Б-К», 2000.


5. Корневец, В. С., Семенова, Л. В. Кластерный подход в развитии туризма Калининградский области // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: гуманитарные и общественные науки. 2013. № 9. С. 153-159.


6. Семенова, Л. В., Зайцева Н. А., Драгилева И. И. и др. Стратегии развития туризма в Калининградской области. Проблемы и перспективы. М. : Русайнс, 2016.


7. Климова, Т. Б., Вишневская, Е. В. Туристский бизнес в условиях турбулентности // Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2015. Серия «Технологии бизнеса и сервиса». Т. 1, № 4(6), 2015. С. 39-43. URL: http://research-result.ru/journal/business/annotation/298/ (дата обращения 10.09.2017). 


8. Шаповал, Е. В., Перепелкина, Н. О., Мутавчи, Е. П. Восприятие Калининградской области  глазами потребителя // Глобальный научный потенциал. 2014. №  9(42). С. 120-122.


9. Чешина, Е. А., Мутавчи, Е. П. Исследование туристической привлекательности Калининграда // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2016. № 1. С. 55-64.